Главная > Применение > 7 шагов для выбора проекционного экрана

7 шагов для выбора проекционного экрана

7 шагов для выбора проекционного экрана.

 

PepperMolteni

Использование проекции в сценических декорациях берет истоки в далеких 1860-х годах, даже до изобретения лампы Эдисона. Но искусство проекции изображений прошло долгий путь с XIX столетия. Сегодня, широкий выбор видео проекторов, проекционных материалов и программного обеспечения делает проекцию доступным инструментом для любой постановки - от камерного театра на 50 мест, до крупнейших шоу на стадионах.

Однако, с самого начала использования технологии, основные вопросы остаются одинаковыми: “какой источник изображения использовать?”, “какой выбрать проекционный материал?”, “как делать контент?”. Ответить на все эти вопросы в одной статье не представляется возможным, лучше мы подробно остановимся в этот раз на выборе проекционного экрана.

Муслин, сетки, тюль, вуаль, расписные фоны, туман и даже лед и человеческое тело - проецировать можно на что угодно, и все эти материалы время от времени используются для видеопроекции. В той или иной степени удачно, если это отвечает художественным целям постановки. Однако, ни один из них не сравнится по светоотдаче с проекционным экраном - материалом, специально созданным для проекции.

Прежде чем перейти к принципам выбора проекционного экрана, небольшой словарик:

Проектор: мультимедиа-проектор, слайд-проектор. Используется для освещения проекционной поверхности.

Контент: изображения (подвижные или статичные), которые транслируются через проектор.

Проецируемое изображение: изображение, которое видит зритель на поверхности экрана.

Проекционная поверхность: поверхность, на которую падает свет от проектора.

Угол обзора: Отклонение от центральной оси экрана при котором яркость падает на 50%. Например, угол обзора экрана 60° означает, что зритель, смотрящий на экран под углом +/- 30° от оси экрана, будет видеть изображение на 50% менее яркое, чем если бы он находился по оси экрана.

Прямая (фронтальная) проекция: инсталляция, в которой проектор располагается с той же стороны экрана, что и зрители. Свет проектора отражается от экрана и направляется в зал.

Обратная (рир) проекция: инсталляция, в которой проектор расположен по обратную сторону экрана от зрителей. Свет проектора проходит через экран и рассеивается.

Коэффициент отражения (Gain): Оптический показатель, характеризующий отражающую способность экрана. Чем он выше, тем больше света от проектора отражает экран в сторону зрителя.

 

1.Прямая или обратная проекция?

 

При прочих равных условиях, фронтальная проекция обычно ярче (имеет большую светоотдачу), чем обратная проекция. Этот метод хорош для ситуаций, когда вы ограничены в яркости проектора.Но здесь есть один тонкий момент. Казалось бы, следует выбирать экраны с максимальным коэффициентом отражения. Но учтите, что этот показатель имеет обратную корреляцию с углом обзора. Проще говоря, максимальный коэффициент отражения имеет зеркало. Но если вы пробовали делать проекцию на зеркало, то наверняка заметили, что в нем видно только яркое пятно от проектора.

front1

Чтобы максимизировать световую отдачу от проектора, и при этом сохранить угол обзора, производители используют особые запатентованные технологии. Созданный с их помощью экран - это целая оптическая система.

Наибольшего результата в этом плане добилась Южнокорейская компания Mocom. Их оптический экран Solstice имеет форму вогнутой линзы, и поверхность, покрытую алюминиевыми частицами диаметром 5 микрон + рассеивающей сеткой из линий толщиной 10 микрон. Благодаря сочетанию технологий, максимум света отражается в сторону аудитории. Недостаток такого экрана лишь в том, что он имеет ограниченные размеры, и доставляется в собранном виде, на раме. Это решение подходит для домашних кинотеатров, небольших кинозалов и ресторанов.

Также следует обратить внимание при использовании фронтальной проекции на то, чтобы люди (например, актеры) не попадали в луч проектора. Но устанавливать проектор под острым углом к экрану тоже не рекомендуется, так как это приводит к неравномерной засветке, и снижает разрешение (качество) изображения. Имеет смысл сделать чертеж или 3D модель проекционной системы, чтобы вычислить правильное расположение проектора и экрана.

Обратная проекция, в свою очередь, имеет ряд преимуществ. В первую очередь, это разница в субъективном восприятии отраженного и излучаемого света. Вы могли это заметить, если в детстве у вас было такое устройство, как “слайдоскоп”. Это как современные очки VR, только раньше в них вставлялись пары слайдов. Картинка как бы светится изнутри, в отличие от тех же слайдов, спроецированных на экран (простыню) слайд-проектором. Благодаря тому, что свет излучается экраном, а не отражается, небо, луна, солнце и любые источники света выглядят на рир-экране более естественно.

rear1

Во-вторых, рир-экран часто бывает серого или черного цвета, что позволяет ему быть незаметным на фоне декораций в театре.

В-третьих, небольшие неровности на экране при рир-проекции практически незаметны, тогда как фронтальная проекция их подчеркивает. Неровности неизбежные при свободно висящем полотне, без использования рамы. В театрах большие экраны вешают именно таким образом.

К недостаткам рир-экранов следует отнести так называемый эффект “горячего пятна”. Так как проектор находится напротив глаз, то зритель фактически смотрит через экран на проектор. Поэтому в центре изображения часто бывает яркое пятно. Выраженность этого эффекта зависит от химической формулы, цвета и плотности материала. К счастью, некоторые современные проекционные экраны практически лишены этого эффекта. Например, экран Arizona итальянской компании Peroni демонстрирует равномерное изображение с широким углом обзора даже с ультракороткофокусными проекторами.FOV 

При работе с обратной проекцией следует уделять такое же внимание расположению проектора, так как актеры и персонал за экраном также могут попасть в луч проектора. Рир-проекция требует немалой глубины сцены (при использовании стандартных линз, требуемое расстояние от экрана до проектора можно грубо оценить, умножив ширину изображения на 2).

Помимо экранов для прямой проекции, созданных, чтобы максимально отражать свет, и рир-экранов, спроектированных для максимального рассеивания света, есть так называемые универсальные материалы. Как правило, это молочно белое полотно, которое около 50% света отражает, остальное рассеивает. Как можно догадаться, это бюджетный компромисс, так как в этом случае вы экономите на экране, но теряете мощность проектора.

 

2. Какой цвет экрана выбрать?

 

Этот вопрос напрямую относится к контрасту изображения. Контраст - это разница в яркости между 100% черным и 100% белым.

Как мы все знаем, проектор не может светить черным цветом. В тех местах, где изображение должно быть черным, просто нет светового потока. Поэтому величина контраста напрямую зависит от цвета экрана.

Если мы используем белый экран, то на нем будет очень ярко выражен белый цвет, но черный не может быть темнее чем полотно экрана. Поэтому белый экран очень чувствителен к уровню внешнего освещения. Если у вас в помещении можно создать полное затемнение, а стены и потолок выкрашены темной матовой краской, белый экран вам подойдет. Но как только появляется “паразитная” засветка (в том числе отраженный от стен и потолка свет самого экрана) - черный перестает быть черным и контраст резко падает.

Если мы используем черный экран, ситуация обратная. Он отлично передает черный цвет и мало чувствителен к внешней засветке, но чтобы получить хороший контраст, нужен очень мощный проектор. Ведь высветить ярко белый цвет на черном материале - непростая задача. Поэтому черный экран используют обычно в театре, где очень важно скрыть сам экран от зрителей. Пока не работает проектор, сам экран не видно на сцене, даже если актеры и декорации подсвечены.

Серый проекционный экран - это нечто среднее. Он не очень чувствителен к внешней засветке, и при этом обеспечивает хороший контраст и яркость. Поэтому серый материал очень популярен среди профессионалов, работающих в сфере проката видеооборудования.

 

3. Какой тип крепления выбрать?

 

По типу установки экран может быть натяжной, подвесной или моторизованный.

Для установки натяжного экрана требуется жесткая рама. Экран крепится к раме по всем 4 сторонам при помощи специальных эластичных жгутов, либо кнопок, либо липучки. Кнопки и липучка допустимы для небольших экранов (до 4 метров в ширину). Экраны большой площади следует монтировать на жгутах, так как они обеспечивают постоянное натяжение полотна на весь срок службы.

FramedScreen_18aa-1 Fondali_film_vinilici_04aa

Преимущество натяжного экрана - в равномерности. Как только вы натянули экран (если сделать это правильно), он сразу же принимает ровную форму и складки от хранения быстро разглаживаются. Недостаток натяжного экрана - рама. Если экран стационарный, то это может быть относительно дешевая железная конструкция. Но если требуется демонтаж (например, при использовании в театре или в прокате) - рама должна быть легкой и разборной. Такая рама из алюминиевых ферм стоит зачастую столько же, сколько экран.

Поэтому в зачастую применяют подвесной экран, в основном в теа

Finiture_1A_aa-1

трах. При таком способе установки экран привязывается только за верхнюю часть к сценическому штанкету или к ферме, а по нижней части в специальный карман вставляют трубу. Таким образом, экран висит подобно занавесу, а нижняя труба придает ему ровную плоскость. Преимущество такого способа - бесспорная простота монтажа и дешевизна. Однако приходится мириться с некоторой неровностью поверхности. Без натяжения в стороны могут образовываться небольшие вертикальные волны. Также, по той же причине, складки от хранения разглаживаются очень медленно.

Наконец, моторизованный экран - это способ установки, который позволяет за короткое время выдвинуть экран либо убрать его обратно. Несмотря на то, что экран не имеет натяжения в стороны, поверхность его достаточно ровная, так как он наматывается на барабан и не имеет складок от хранения. Моторизованные экраны выпускаются шириной до 20 метров. Правда, при ширине свыше 9 метров используется необычная конструкция - “полишинель”, которая позволяет избежать прогиба барабана.

 

 

SaintVincent_10ab

4. Какой экран для 3D выбрать?

 

Тут все просто. Если вы используете технологию 3D с активными очками, подойдет любой экран. Технология пассивного 3D, основанная на поляризации светового потока, требует применения специального покрытия на экране, которое эту поляризацию максимально сохраняет. Если покрытие некачественное, световые потоки, предназначенные для разных глаз, частично смешиваются, что выражается в двоении картинки.

Не следует забывать также, что независимо от используемой технологии, при проецировании 3D световой поток делится на 2 части. Каждый глаз получает вдвое меньше света, чем при обычном 2D показе. Это говорит нам о том, что нужно стараться взять проектор поярче, экран побелее и в комнате сделать потемнее.

 

5. Нужна ли перфорация?

 

Проекционный экран с микроперфорацией используется в кинозалах, чтобы дать возможность разместить динамики непосредственно за экраном. Такое расположение динамиков делает звуковую атмосферу более естественной.

 

6. Как минимизировать “паразитную” засветку?

 

  • Рир-проекционные экраны менее подвержены влиянию посторонней засветки, чем экраны для фронтальной проекции. Поэтому используйте рир-проекцию везде, где возможно.

  • Для фронтальной проекции, где это возможно, используйте специальные оптические экраны, отсекающие нежелательную засветку. Например, Mocom Solstice эффективно делает это за счет своей вогнутой формы.

  • Для стен, пола и потолка используйте темные матовые покрытия.

  • При использовании рир-проекции можно дополнительно повесить перед экраном черную сетку с мелкой ячейкой. Она будет незаметна с расстояния 5 метров, и при этом поглотит отраженный свет.

  • При использовании на сцене, обратите внимание, чтобы все световые приборы были расположены так, чтобы не отсвечивать на экран.

  • Старайтесь, чтобы актеры и артисты не попадали в нейтральную зону ближе 1.5 м от экрана, чтобы их можно было спокойно осветить боковым и контровым светом.

 

Некоторые советы по использованию проекционных экранов.

 

Уход за ПВХ экранами

 

Будьте исключительно аккуратны при транспортировке экрана в холодное время. Если нет возможности соблюдать температурный режим при перевозке, упакуйте экран в мягкую ткань, пузырчатую пленку, и затем в жесткую упаковку.

При температуре ниже + 10 градусов ПВХ полотно начинает терять эластичность и манипуляции с ним могут стать причиной образования заломов. Если уронить экран на морозе, он может просто расколоться, как пластик.

Когда вы получите экран, перед распаковкой и установкой выдержите его в комнатной температуре достаточное время. Картонную коробку лучше открыть - это ускорит теплообмен.

Желательно не хранить экран долгое время в сложенном состоянии. Складки от долгого хранения разглаживаются дольше.

Для оттяжки экрана рекомендуется использовать алюминиевую трубу диаметром 40-50 мм. Использование тяжелой железной трубы может привести к чрезмерному растяжению полотна, и образованию складок.

Все манипуляции с экраном следует производить в чистом помещении! Даже невидимая глазу строительная пыль, оседая на экране, впоследствии может образовать глубокие въевшиеся разводы.

Для очистки экрана от пыли используйте сухую ткань. Для легких загрязнений, используйте мягкую влажную ткань, можно с мыльным раствором. Для глубоких загрязнений можно использовать специальный очищающий состав.

 

Использование проекционных экранов под открытым небом.

 

Проекционные экраны можно использовать в теплый сезон под открытым небом. Однако следует иметь в виду, что ПВХ, из которого изготовлены проекционные экраны, чувствителен к воздействию высоких температур и УФ излучения. Длительная экспозиция экрана на открытом солнце приводит к испарению пластификатора и разрушению полотна. Срок жизни экрана под открытым солнцем может составлять около 1-2 лет, в зависимости от условий.

Дождь не повредит экрану, если впоследствии экран протереть и высушить.

 

Использование проекционного экрана как циклорамы.

cyclorama 

Серый или белый рир-проекционный экран Peroni отлично подходит для использования в качестве циклорамы в театре, кино и ТВ студиях. Полотно отлично рассеивает свет, и дает широкое поле для работы осветительными приборами. Прекрасных и удивительно разнообразных эффектов можно достичь при сочетании фронтальной и рир-подсветки, использования динамического света. Нижний ряд световых приборов можно скрыть при помощи юбки, либо наклонив полотно на 5 градусов. Виниловые экраны прочны, износостойки и могут быть изготовлены практически любых размеров без швов.

При появлении пятна на циклораме из муслина, его довольно сложно убрать, в то время как ПВХ полотно легко чистится.