Как выбрать экран для домашнего кинотеатра. Часть 2
Сразу определимся с главным – не существует универсального проекционного экрана, который подходит для всех условий. Другими словами, выбор типа поверхности – важный этап при покупке проекционного полотна.
Этот выбор может превратиться в настоящее мучение, учитывая широкое разнообразие моделей, представленных на рынке. Наше руководство призвано помочь в этой непростой ситуации. Следуйте шагам, описанным ниже, чтобы выбрать оптимальную поверхность для Вашего проекционного полотна.
На сегодняшний день производители проекционных полотен предлагают широчайший выбор как самих устройств, так и поверхностей экранов в частности, поэтому можете быть спокойны – на рынке обязательно найдётся проекционный экран под Ваши нужды.
Однако это не означает, что есть некое универсальное полотно, которое подходит ко всем типам домашних кинотеатров. К сожалению, далеко не все понимают эту простую истину. Результат такого недопонимания, как правило, печальный – неосведомлённый покупатель приобретает экран, которые не отвечает его требованиям. Это особенно касается выбора подходящей поверхности полотна. В этом руководстве мы поможем Вам определиться, какие материалы лучше всего подойдут для проекционных экранов, используемых в разных условиях. В частности, для домашнего кинотеатра и для домашнего центра развлечений.
Чаще всего критерии выбора материала проекционного полотна ограничиваются теми условиями, в которых будет использоваться экран. Условия освещения, положение проектора, яркость проецируемого изображения, разрешение картинки, конфигурация помещения, бюджет и т.д. играют важную роль в выборе поверхности экрана.
Немаловажным фактором, о котором довольно часто забывают, является и простота обслуживания. Согласитесь, «оптимальный» проекционный экран, который будет сложно чистить в пыльном помещении, вряд ли можно назвать идеальной покупкой.
В нашем руководстве Вы найдёте базовые сведения, которые необходимы для выбора правильной поверхности экрана прямой проекции, но перед этим мы расскажем о некоторых особенностях киноэкранов, т.к. они актуальны и для домашних кинотеатров. После прочтения руководства Вы будете гораздо лучше разбираться, на какие параметры следует обратить внимание при выборе проекционного полотна.
Базовые сведения о киноэкранах
На первый взгляд киноэкраны кажутся предельно простыми конструкциями – большой кусок натянутой белой ткани. Если же присмотреться, то окажется, что они сочетают в себе целый ряд технологий.
Проекционные киноэкраны сделаны из тяжёлого винила (ПВХ), поверхность которого зависит от конкретных условий использования. Такие полотна различаются по количеству отражённого света.
Существуют четыре основных категории поверхностей проекционных экранов:
Матовая белая (MW, Matt White). Коэффициент отражения этого экрана около 1. Имеет низкий контраст, широкий угол обзора, восприимчив к окружающей засветке. Предназначен для темных помещений.
Серая/Серебряная (металлизированная). Коэффициент отражения – ниже 1, но неравномерный. Этот тип поверхности обеспечивает лучший контраст, по сравнению с белым, но угол обзора более узкий. Менее восприимчив к окружающей засветке. Используется преимущественно для систем с пассивным (поляризованным) 3D.
Перламутровая (Pearl). Коэффициент отражения – 1.5-2. Очень хорошие показатели яркости и контраста, особенно в темных помещениях. Используются в Dolby кинотеатрах. Довольно дорогие, сложные в транспортировке и монтаже. Полотно с перламутровым покрытием, используется для коммерческих кинотеатров и практически не представлено в компактных размерах. При изготовлении перламутровых и серебряных полотен отражающее покрытие наносят на матовый белый винил.
ALR (высококонтрастная). Коэффициент отражения 0.8-1. Как правило, темно-серого цвета, имеет особую структуру, позволяющую эффективно отражать свет от проектора, и при этом поглощать свет от окружающих источников. Используется в ситуациях, где присутствует общая засветка (потолочные, настенные лампы). Имеет очень высокий контраст, глубокие темные цвета.
Помните, что отражательная способность поверхности – всего лишь один из многих аспектов проекционного киноэкрана. Как мы уже писали в первой части руководства, проекционные полотна должны не только отображать высококачественную картинку, но и дополнять аудио систему кинотеатра. Для этого большинство киноэкранов изготавливают с микроперфорацией, чтобы сделать их звукопроницаемыми. Таким образом, зрители могут слышать звук из колонок, распложенных за полотном, тем самым, значительно повышается уровень погружения в происходящее на экране.
Обычно в кинотеатре за полотно ставят три колонки – слева, справа и по центру. В домашних кинотеатрах за экраном располагают только одну, центральную колонку, но это больше зависит от ширины полотна.
Звук воспринимается более реалистично, если расположить колонки за экраном. Этот эффект чувствуется особенно сильно в сценах с диалогами. Кроме того, в результате звук лучше охватывает и картинку, которая воспроизводится на экране, и зрителей.
Выбираем оптимальный экран фронтальной проекции
В основе успешного выбора проекционного полотна лежит понимание факторов, которые определяют, насколько экран подходит к Вашей конкретной ситуации. Метод проекции, условия освещения, яркость изображения, расположение кресел и проектора, а также чёткость изображения – все эти факторы нужно учитывать при покупке.
Не менее важна и простота в обслуживании. К сожалению, многие об этом забывают, хотя качество и продолжительность работы проекционного полотна напрямую зависят от регулярности техобслуживания.
Чтобы вам не пришлось высчитывать параметры по формулам, мы сделали удобный калькулятор проекционных экранов. Однако, перед его использованием, крайне желательно ознакомиться с принципами подбора полотна, чтобы понять логику его работы.
Поверхность проекционного экрана – Критерии выбора
1. Тип проектора
Выбор типа поверхности экрана отчасти зависит от используемой технологии проекции. Обычно в проекторах для домашних экранов используются технологии 3-LCD, одно- или трехчиповый DLP и LCoS. В большинстве современных проекторов в качестве источника света используются лазеры, хотя изредка встречаются и светодиодные и комбинированные.Каждая из этих технологий по-своему влияет на яркость, контраст и глубину цвета. В связи с этим производители проекционных экранов разработали специальные покрытия, которые позволяют наилучшим образом раскрыть потенциал каждой технологии.
2. Условия освещения
Вся прелесть любого спроецированного изображения лучше всего раскрывается в абсолютной темноте вне зависимости от характеристик проектора. Но мир, в котором мы живём, неидеален, а потому далеко не все параметры окружающей среды поддаются настройке. Что же делать?Очевидно, в первую очередь, нужно постараться свести к минимуму паразитную засветку экрана при просмотре. В частности, нужно устранить рассеянный свет, который падает непосредственно на проекционный экран, что приводит к засветке части изображения. Как вариант, можно использовать высококонтрастное полотно, но оно компенсирует паразитную засветку лишь отчасти.
3. Яркость спроецированного изображения
Под яркостью проектора на самом деле понимают световой поток, который характеризует световую мощность проектора и измеряется в люменах (Лм). Кроме того, важно знать, что яркость проектора и конечная яркость проецируемого изображения не одно и то же, т.к. последняя зависит от размера проецируемой картинки.Это значит, что, чем больше проецируемое изображение, тем тусклее оно будет выглядеть при постоянной яркости проектора. В то же время нужно учитывать, что от слишком яркого изображения будут быстро уставать глаза, поэтому переусердствовать с яркостью тоже не стоит. Таким образом, возникает необходимость привести в соответствие коэффициент яркости экрана, яркость проектора и условия освещения. Это также означает, что ни в коем случае нельзя покупать проекционное полотно отдельно от проектора.
Более подробно мы поговорим об этом в третьей части нашего руководства.
4. Параметры помещения
Общество инженеров кино и телевидения (OИКиТ) рекомендует для комфортного просмотра подбирать размер проекционного экрана для домашнего кинотеатра таким образом, чтобы угол просмотра в горизонтальной плоскости составлял 30 градусов относительно кресла. В этом случае зритель сможет лучше всего погрузиться в происходящее на экране.Некоторые компании предлагают ставить сидения для зрителей только в зоне примерно равной 30 градусам по обе стороны от линии, исходящей из центра проекционного полотна. В результате общий угол просмотра становится равным 60 градусам. Может показаться, что это противоречит рекомендациям OИКиТ, но на самом деле эти советы о разном. В то время как 30-градусная зона обеспечивает комфортный просмотр, 60-градусная зона обозначает область, за пределами которой смотреть на экран в принципе неудобно.
Так или иначе, если для Вашего домашнего кинотеатра нужен более широкий угол просмотра, постарайтесь подобрать проекционный экран, который обеспечит хорошую яркость изображения даже при самых больших углах. Этот параметр важно учитывать ещё и потому, что у всех проекционных полотен есть заданный угол обзора, за рамками которого яркость изображения будет падать со скоростью, которая зависит от поверхности экрана.
Одним словом, вне зависимости от величины помещения, всегда помните рекомендацию OИКиТ о 30-градусном угле просмотра, чтобы создать в своём домашнем кинотеатре полноценный эффект присутствия, и совет о 60 градусах, чтобы зрителям было комфортно наблюдать за происходящим на экране.
5. Расположение проектора
Расположение проектора относительно экрана является ещё одним важным параметром при выборе поверхности проекционного полотна. В основном это касается экранов с высоким коэффициентом усиления. Для каждого варианта установки проектора (на подставку или крепление на стену или потолок) требуется своя поверхность покрытия проекционного полотна. Но почему так?
Если проектор и зрители находятся по разные стороны от нормали к экрану (в случае крепления к потолку), нужно использовать полотно с высоким коэффициентом усиления, поверхность которого отражает свет в том же направлении, из которого он пришёл.
Если же проектор находится на той же стороне нормали к центру экрана, что и зрители (установка на подставку), то необходимо использовать полотно со свойством обратного отражения.