
Как работать с проекционной сеткой на сцене
Из всей широкой палитры сценических материалов, два вида сеток используются наиболее часто для спецэффектов и видеопроекции: это “акулий зуб” (sharkstooth scrim) и шестиугольная ячейка (bobinette).
Оба материала представляют собой 100% хлопковый тюль и отличаются типом переплетения нитей. Шестиугольная ячейка более тонкая и прозрачная, а также имеет эластичность в двух измерениях. “Акулий зуб” имеет более плотную структуру, хорошо тянется только в одном измерении, и более устойчивая на износ. В остальных своих характеристиках эти материалы довольно схожи, и выбор обычно делается исходя из габаритов изделия и требуемого цвета.
У Peroni театральные сетки представлены в четырех цветах - белый, серый, “серый для голографических проекций” и черный. И в ширине от 5.5 до 17 метров. Как можно догадаться из названия, лучше всего подходит для спецэффектов темно-серый цвет (holo grey).
Часто мы слышим вопрос: “чем отличается театральная сетка от обычного тюля, который продается в магазине?”. Отличия такие:
1. Достаточная ширина, чтобы можно было изготовить большой экран без швов;
2. Фабричная противопожарная пропитка;
3. темно -серый цвет, хорошо подходящий для проекционных и световых эффектов.
Каких же эффектов можно добиться при помощи театральной сетки? Перечислим несколько самых известных:
1. Переменная прозрачность. В зависимости от подсветки, сетка может стать полностью глухой, как стена, скрывая то, что расположено за ней, либо полностью прозрачной. Динамически меняя подсветку, можно менять степень прозрачности.
2. “Голографическая” проекция. Это эффект, когда зритель видит объекты парящими в воздухе. Достигается при помощи правильной подсветки и специально подготовленного видеоматериала.
3. Видимые лучи света. Мы знаем, что луч света сам по себе незаметен, когда он проходит через воздух. Если требуется в художественных целях сделать его видимым, чаще всего сцену слегка задымляют. Но это не всегда возможно, из-за движения воздуха, а также из-за неравномерности распространения дыма. Той же цели можно достичь, расположив на одном из планов черную сетку. Для зрителя она будет невидимой, а луч света, проходя через нее под острым углом, будет четко и равномерно очерчен.
4. Для смягчения картинки от видеоэкрана или циклорамы, также используется черная сетка, натянутая на небольшом расстоянии от экрана. Она придает небольшой муар, делает картинку более мягкой.
Как правильно работать со светом при использовании театральной сетки?
Основной закон такой: чтобы сетка была прозрачной, пространство за ней должно быть хорошо высвечено, а сама сетка не должна быть никаким образом не задета светом. И наоборот, хорошо освещенная сетка в сочетании с темным пространством за ней, становится непрозрачной. Просто, не правда ли?
Если же вы хотите не просто играть с прозрачностью, а получить эффект “голограммы”, то нужно сочетать оба этих подхода. Специальный видеоряд представляет собой яркий объект на черном фоне. Таким образом, непрозрачной оказывается только та часть сетки, на которую попадает свет. Темные же части изображения остаются прозрачными. При этом фон за сеткой должен быть локально подсвечен, чтобы создавать иллюзию глубины и прозрачности.
Нужно понимать, что работа с сеткой сродни работе фокусника - это создание оптической иллюзии, которое требует вдумчивого подхода и внимания к деталям. Нужно учитывать довольно много факторов, и первый из них - что сетка является светопрозрачным материалом. В ней есть отверстия. И примерно половина падающего на нее света проходит насквозь. Поэтому очень важно определить, с какой стороны и под каким углом вы будете располагать источник света (в том числе видеопроектор).
Фронтально светить на сетку, несомненно, технически удобнее. Однако при этом значительная часть света будет падать за сетку, на декорации, и помешает иллюзии. Если же вы светите сзади, обратите внимание, чтобы свет не попадал зрителям в глаза.
Имеет ли значение ориентация ячейки? Такой вопрос иногда возникает, так как ячейка сетки “акулий зуб” имеет прямоугольную форму. Оптические свойства сетки для проекции не изменяются от ее расположения - горизонтально или вертикально. Это позволяет более эффективно использовать материал при раскрое изделия.
Есть ли у театрального тюля “лицевая” сторона? У сетки “акулий зуб” на ощупь одна сторона более гладкая, а другая, где нитки перекрещиваются, имеет более выраженную текстуру. При освещении тюля под острым углом, эта фактура имеет значение, так как она лучше задерживает свет. Поэтому обычно более фактурную сторону располагают лицом к зрителям.
Какие требования к контенту для проекции на сетку? Не рекомендуем использовать тюль в качестве замены проекционному экрану, и показывать на нем обычно видео. При таком использовании яркость, контраст и качество будет заметно хуже. Проекционный тюль предназначен для спецэффектов, в частности голографической проекции. Видеоряд должен быть контрастным, желательно на черном фоне.
Хорошие результаты дает проекция снега, дождя, облаков и луны - если они имеют четкие контуры, желательно нарисованные. Дополнительная иллюзия объема может достигаться путем использования вращающихся 3D моделей, опять же на черном фоне. Чтобы дополнительно отделить объект от фона, используйте при подготовке видео контровой свет или светлую обводку.
Если фоном для проекционной сетки у вас планируется светодиодный экран, будьте готовы к тому, что может возникнуть эффект “муара”: размер ячейки совпадает с шагом пикселя, и вызывает интерференцию. Сложность в том, что предсказать вероятность появления этого эффекта на 100% очень сложно, поэтому следует с осторожностью использовать LED экраны с сетками. Есть несколько способов борьбы с возникшим “муаром”: изменить расстояние между сеткой и LED экраном; повернуть сетку боком (если используется “акулий зуб”); повесить вплотную к LED экрану рассеивающее полотно, например Arizona или Notturno. Оно сгладит и смягчит картинку, уберет пиксели и интерференцию. Но этот способ работает только для экранов с большим шагом пикселя.