Битва проекторов: BenQ V7050i против Optoma CinemaX P2
Компании BenQ и Optoma давно и успешно конкурируют друг с другом во многих сегментах рынка проекторов – от игровых моделей до устройств для домашних кинотеатров, а с появлением лазерных ультракороткофокусных (Ultra Short Throw, UST) проекторов с разрешением 4K борьба двух гигантов развернулась и в этой нише. При этом на данный момент компания Optoma явно лидирует, ведь её линейка недавно пополнилась уже вторым поколением этих устройств, а именно, 4K UST проектором CinemaX P2 по рекомендованной цене 3299 долларов. В то же время компания BenQ только представила свой первый 4K UST проектор V7050i по цене 3499 долларов. Несмотря на вопиющую новизну и устройств, и самой технологии UST, оба проектора производят впечатление товаров высочайшего качества по разумной цене. Скорее всего, виной тому – богатейший опыт обеих компаний в области разработки и производства проекторов.
Прежде чем перейти к сравнению, давайте обсудим «почему UST?» Лазерные ультракороткофокусные проекторы с разрешением 4K быстро набирают популярность, потому что они решают многие проблемы, связанные с размещением проектора в гостиной, включая и расходы на само устройство, и особенности его позиционирования перед экраном.
Главная привлекательность UST проекции заключается в ультракоротком фокусе, благодаря которому проектор можно разместить в считанных сантиметрах от стены и экрана, а в сочетании с настройкой вертикального смещения устройство можно поставить на любой комод. Если же добавить экран с блокировкой внешней засветки (технология Ambient Light Rejecting, ALR), то полученную систему можно сравнить с телевизором с диагональю 100-дюймов по гораздо меньшей цене. И хотя при использовании UST проектора вместо телевизора компромиссы всё же неизбежны (например, максимальная яркость при просмотре HDR контента на телевизоре будет всё-таки выше), у проектора есть и свои безусловные преимущества, такие как устойчивость к паразитной засветке и превосходные углы обзора, без искажения цветов, а также без потери яркости, контрастности и насыщенности. Также не забываем, что экран может быть моторизованым и сворачиваться, когда не используется. Телевизор же всегда будет черным прямоугольником на стене.
CinemaX P2 и V7050i – это DLP проекторы на основе чип-матрицы DMD с диагональю 0,47 дюйма и с разрешением 1080p, которые воспроизводят видео в разрешении 4K с помощью технологии четырёхпозиционного смещения пикселей XPR, разработанной компанией Texas Instrument. Технология Digital Light Processing (DLP) хорошо знакома поклонникам проекторов, как с точки зрения её достоинств, так и с точки зрения недостатков. DLP обеспечивает хорошую визуализацию движения, чёткое изображение, долговечность и отличную производительность в 3D режиме (в проекторах, поддерживающих эту функцию). Но потребительская технология DLP не обеспечивает подлинное разрешение 4K (из-за смещения пикселей), обычно характеризуется ограниченной контрастностью (посредственные уровни чёрного) по сравнению с проекторами для домашнего кинотеатра премиум класса на основе других технологий и в некоторых случаях страдает от видимых артефактов, так называемого «эффекта радуги» (rainbow effect, RBE).
Большинство современных лазерных 4K UST проекторов используют технологию DLP. Доля рынка проекторов на основе двух альтернативных технологий – LCoS от Sony и 3LCD (LCD) от Epson – гораздо меньше. Ультракороткофокусные проекторы премиум класса, например, LG HU85LA, Samsung LSP9 и Hisense L9G, оснащены источниками света, состоящими из трёх лазеров, но CinemaX P2 и V7050i используют более доступный источник света, состоящий из синего лазера и люминофорного колеса.
Устройства с тремя лазерами отличаются тем, что обеспечивают широкий охват гаммы, в некоторых случаях вплоть до Rec.2020 и выше. Проекторы, представленные в данном сравнении, на такие подвиги ещё не способны, но зато они могут похвастать гораздо более доступным ценником. Кроме того, поскольку большинство контента обрабатывается в соответствии с Rec.709 (высокое разрешение) или DCI-P3 (UHD с HDR), охвата гаммы синего лазера и люминофорного колеса вполне достаточно, чтобы оставить самые приятные впечатления от просмотра. Кроме того, в некоторых случаях, например, в проекторе BenQ V7050i, тщательная настройка собственной цветовой температуры источника света может значительно повысить уровень яркости, что также улучшит и общее впечатление от работы устройства.
Основные характеристики и особенности
Дизайн. Проекторы CinemaX P2 и V7050i выполнены в прямоугольном форм-факторе (внешним видом отдалённо напоминают игровую консоль) со сглаженными краями и матерчатой решёткой, закрывающей динамики. Модель от компании Optoma (размеры: 576 x 381 x 115 мм) немного шире, но не такая большая в глубину. Изначально проектор CinemaX P2 поставлялся только в белом цвете, но с недавнего времени производитель добавил и чёрный цвет (модель с обозначением P2B). В свою очередь, устройство от компании BenQ (размер: 482 x 386 x 156 мм) немного больше по высоте и поставляется только в чёрном цвете.
Одно из наиболее очевидных физических различий – это моторизованная заслонка на BenQ, которая закрывает объектив, когда устройство выключено. Другое заметное отличие носит в большей степени эстетический характер: решётка, закрывающая динамики, у CinemaX P2 выпуклая и выглядит более современно, чем плоская решётка у V7050i.
Фокусное расстояние. Отношение расстояния от проектора до экрана к ширине получаемого изображения (throw ratio) определяет, как далеко проектор должен находиться от экрана, чтобы получить изображение определённого размера. Чем меньше это отношение, тем ближе проектор может располагаться к экрану, что позволяет разместить проектор без дополнительных ухищрений, например, на комоде или другом предмете мебели.
Фокусные расстояния проекторов CinemaX P2 и V7050i практически одинаковые (для Optoma соотношение составляет 0,25:1, а для BenQ – 0,252:1). В обоих случаях это значит, что сторона проектора, обращённая к зрителю, находится на расстоянии около 64 см от 100-дюймового экрана, и хотя существует пара UST проекторов с ещё меньшим соотношением, можно с уверенностью сказать, что устройства от Optoma и BenQ без проблем разместятся на многих тумбах и стойках для телевизоров без необходимости отодвигать мебель слишком далеко от стены.
Проекторы CinemaX P2 и V7050i оснащены объективами с моторизованной ручной фокусировкой, но без зума или сдвига. Это типичная особенность UST проекторов, в которых зум и сдвиг достигаются физическим перемещением проектора. Обе модели позволяют настраивать фокус непосредственно во время просмотра, в том числе с помощью тестового шаблона.
Оба проектора снабжены резкими объективами с низким уровнем искажений и минимальной хроматической аберрацией. С помощью тестового шаблона-сетки, когда центр экрана идеально сфокусирован, заметно лишь небольшое размытие изображения в верхних углах у CinemaX P2, а у его конкурента от BenQ размытие почти полностью отсутствует. Что касается геометрических искажений, то их очень мало. Оба проектора полностью заполняют 100-дюймовый экран, без переливов, несмотря на узкую 1/3-дюймовую рамку. Удивительно, но по сравнению с длиннофокусными проекторами в этом ценовом диапазоне, качество изображения практически не страдает из-за ультракороткофокусного объектива.
Яркость и максимальная диагональ экрана. Яркость проектора CinemaX P2 составляет 3000 ANSI люмен, в то время как у V7050i этот показатель равен 2500 ANSI люмен, так что «на бумаге» устройство от компании Optoma на 20% ярче. Но это ещё не всё, т.к. собственная цветовая температура проектора компании BenQ в режиме «Ярко» (т.е. на максимальной яркости) оказалась равной 6000 К, что очень близко к калиброванному «идеалу» в 6500 К. В то же время собственная цветовая температура проектора CinemaX P2 в самом ярком режиме очень «холодная» (т.е. синяя) и составляет 12 000 К. В этом нет ничего необычного для большинства проекторов, включая другие UST модели. Но суть в том, что устройство от компании BenQ выдаёт почти максимальную заявленную яркость даже после калибровки для получения изображения, соответствующего мировым стандартам кино и телевидения. При этом проектор от компании Optoma значительно теряет в яркости после калибровки для настройки точной цветопередачи, настолько значительно, что устройства меняются местами, и проектор от BenQ оказывается более ярким в большинстве режимов!
Согласно характеристикам, заявленным производителем, проектор CinemaX P2 работает с экранами диагональю от 85 до 120 дюймов. BenQ заявляет, что диапазон V7050i составляет от 70 до 123 дюймов. Большинство покупателей UST проекторов будут выбирать между двумя наиболее распространенными диагоналями линзовых UST экранов – 100- или 120-дюймовым. Проекторы, представленные в сегодняшнем обзоре, работают с обоими.
Компания Optoma предлагает номинальный срок службы лазера в 20 000 часов при полной мощности или 30 000 часов в менее ярком экономичном режиме, в то время как BenQ указала значение только при работе на полной мощности, которое составляет те же 20 000 часов.
Формат проекции. Оба устройства поддерживают режимы фронтальной и обратной проекции. Однако только компания Optoma предлагает возможность крепления к потолку. Ультракороткофокусные проекторы привлекательны для тех, кто хочет установить устройство с обратной проекцией, поскольку можно обойтись очень небольшой проекционной камерой, но это нестандартный подход. Наилучшие характеристики блокировки внешней засветки и наиболее простая установка достигаются при использовании линзовидного ALR экрана с фронтальной проекцией и проектором, расположенным под экраном. Преимущество такого расположения заключается в том, что совместимый с UST линзовый экран очень эффективно отклоняет свет, идущий с противоположного проектору направления, в данном случае с потолка.
Интерполяция кадров. В обоих проекторах есть настройки улучшения движения/интерполяции кадров с тремя уровнями на выбор и возможностью отключения этой функции. Следует избегать интерполяции кадров при просмотре фильмов в формате 24p, но она может быть полезной, это дело вкуса, для других типов контента, например, спортивных и телевизионных передач. В обоих проекторах эффект кадровой интерполяции слабо выражен, независимо от настройки, без заметного «эффекта мыльной оперы».
Эргономика и опции меню. Компания Optoma предлагает минималистичный, чёрный, матовый, металлический, перезаряжаемый пульт дистанционного управления (ДУ) с подсветкой, в то время как компания BenQ поставляет проектор с белым, пластиковым, пультом без подсветки, но с функцией голосового поиска и большим количеством кнопок, который работает от пары батареек ААА. Поскольку пульт BenQ белого цвета, его гораздо легче найти в темноте. Однако подсветка пульта Optoma облегчает поиск нужной кнопки при слабом освещении.
Оба пульта оснащены блоком кнопок для навигации по меню, но только у пульта компании Optoma есть режим «воздушной мыши», который может быть полезен для работы со встроенным браузером. Удивительно, но на пульте Optoma нет специальной кнопки отключения звука (звук можно отключить только через меню), а также нет кнопки выбора видео входа. На пульте BenQ доступны не только эти функции, но и кнопки управления коррекцией трапецеидальных искажений, голосовым поиском, фокусировкой и «Детским ТВ».
Аудиосистема. Производители обоих проекторов заявляют о превосходном звучании встроенных динамиков, и на самом деле в обоих устройствах есть 2-канальные звуковые панели. Компания Optoma хвастается большей мощностью – 19 Вт на канал против 5 Вт на канал у BenQ. Но зато последняя использует твитер (высокочастотный динамик) с купольной мембраной и средне/низкочастотный динамик для каждого канала, в то время как Optoma использует сочетание полнодиапазонного динамика и низкочастотного динамика для каждого канала.
Частотные характеристики и максимальная громкость обоих проекторов в помещении были протестированы с помощью программы Room E.Q. Wizard и микрофона miniDSP UMIK-1. Кроме того, мы проверили звук в фильмах, видеоиграх, при просмотре спортивных трансляций и при прослушивании потоковой музыки.
С одной стороны, наличие встроенной аудиосистемы, безусловно, расширяет возможности использования проектора, и с этой точки зрения встроенные динамики в обоих устройствах выглядят очень к месту. Но, с другой стороны, также очевидно, что сложно представить полноценный домашний кинотеатр без внешней аудиосистемы соответствующего уровня.
Тем не менее, встроенные динамики в проекторах, представленных в этом обзоре, как минимум не хуже, а, скорее всего, намного лучше большинства телевизионных динамиков: во-первых, они направлены на зрителя, а, во-вторых, в корпусе проектора достаточно места для их нормального размещения. Но, пожалуй, по качеству звука только динамики в проекторе CinemaX P2 можно сравнивать с внешними звуковыми панелями.
В целом в этой категории устройство от компании Optoma не оставляет шансов конкуренту от BenQ. У проектора CinemaX P2 звук более громкий, чистый и динамичный. Даже сложно сравнивать, настолько подавляющим выглядит преимущество. При воспроизведении потоковой музыки динамики CinemaX P2 не искажают басы, выдают чистый и неутомительный звук на высоких частотах, хорошо справляются со средними частотами и воспроизводят диалоги так, что можно легко разобрать каждое слово.
Даже на высокой громкости встроенная система от компании Optoma держит марку и, если не знать источник звука, можно подумать, что работает качественная внешняя аудиосистема. Не исключено, что в этом плане кого-то из зрителей точно ждёт приятный сюрприз. На проекторе от BenQ те же самые треки звучат не выразительно, а максимальная громкость намного ниже, чем у Optoma. Единственное, в чём BenQ выигрывает у Optoma с точки зрения звука – это ранее упомянутое наличие кнопки отключения звука на пульте ДУ, а также более быстрый отклик клавиш регулировки громкости. Регулятор громкости Optoma работает очень медленно, а отключение звука скрыто в меню, т.е. легко и быстро до него не добраться.
Измерения подтверждают субъективное наблюдение, что CinemaX P2 обладает более мощной аудиосистемой. Максимальный уровень громкости (т.е. 100 из 100) на проекторе V7050i равен громкости на CinemaX P2, установленной на 40 (из 100). Таким образом, у Optoma ещё остаётся внушительный запас громкости. Хотя не рекомендуем использовать проектор на максимальной громкости, достаточно поставить её на 75, и получите уровень громкости, сопоставимый с аудиосистемой с примерно в четыре раза большей мощностью.
Другие заметные отличия включают в себя превосходное воспроизведение низких частот на проекторе Optoma, в котором низкочастотное расширение в тестах достигло 55 Гц, в то время как BenQ едва вытягивал 70 Гц.
К слову о воспроизведении низких частот, у проектора CinemaX P2 есть аналоговый аудиовыход, к которому можно подключить внешний сабвуфер; он будет работать в сочетании со встроенными динамиками. В V7050i такой опции нет. Другими словами, если добавить к устройству компании Optoma недорогой сабвуфер, то общее звучание проектора вполне сравнится с хорошей звуковой панелью. Ну а для внешней аудиосистемы в обоих проекторах есть порты HDMI с поддержкой ARC и оптические аудиовыходы.
Умные технологии. Хотя в обоих устройствах есть интеллектуальные функции, их реализация кардинально отличается. Компания BenQ сделала ставку на воспроизведение потокового видео, поэтому в комплекте с проектором V7050i поставляется медиаплеер Android TV, и есть возможность голосового управления через микрофон на пульте ДУ. Основное преимущество медиаплеера – широкий выбор приложений, хотя приложения Netflix среди них нет.
Optoma использует далеко не самую лучшую платформу потокового вещания Aptoide. Она встроена в проектор и оставляет свободными все три порта HDMI. Среди приложений есть Netflix, но зато нет поддержки UHD и HDR, а также отсутствует ряд других популярных приложений, включая VUDU, HBO Max и Disney+. Таким образом, любителям потоковых видео из интернета лучше приобрести отдельный медиаплеер с поддержкой разрешения 4K.
Несмотря на то, что проектор BenQ V7050i лучше справляется с потоковым видео, но, во-первых, внешний медиаплеер будет занимать один из двух портов HDMI, во-вторых, нет приложения Netflix, в-третьих, в некоторых приложениях также нет поддержки UHD и HDR, что явно негативно скажется на общем качестве картинки, поэтому лучше выбрать другое внешнее устройство, например, Roku, FireTV 4K, Chromecast Ultra, NVIDIA Shield или другой источник 4K видео с собственной потоковой платформой, например, PlayStation, Xbox или UHD Blu-ray плеер. Однако у такого решения есть недостатки, а именно, дополнительные расходы на сам плеер и необходимость возиться с ещё одним пультом ДУ для управления потоковым вещанием.
Другие интеллектуальные функции проектора CinemaX P2 сосредоточены на общем доступе и воспроизведении медиафайлов в локальной сети, а также на автоматизации. Устройство поддерживает голосовые команды Alexa и Google Assistant, но в отличие от V7050i, в пульте которого есть встроенный микрофон, для этого требуется отдельная умная колонка или другое устройство, оснащенное микрофоном. Проектор от компании Optoma также совместим с бесплатным сервисом для автоматизации рутинных задач IFTTT (If This Then That), с его помощью можно запрограммировать устройство на выполнение таких задач, как отключение проектора, если кто-то звонит в умный дверной звонок, и т.д. Кроме того, есть приложение Optoma InfoWall для настройки стартового экрана проектора.
Шум кулера. Если говорить субъективно, то оба проектора достаточно тихие, поэтому шум вентиляторов не мешает даже при максимальной нагрузке. Если же подойти к этому вопросу с объективной точки зрения, то измерения уровня шума с помощью программы Room E.Q. Wizard и микрофона miniDSP UMIK-1 показали, что самым тихим из двух является проектор CinemaX P2: уровень шума, взвешенный по шкале A, составил около 35 дБ, если микрофон находился на расстоянии 1 м от передней панели проектора (сторона, обращённая к зрителю). Учитывая, что, как правило, стандартный уровень шума в обычной городской квартире как раз колеблется в районе 35 дБ, получается, что работающий проектор не сказывается на звуковом фоне помещения. У BenQ этот показатель составляет около 39 дБ, и, хотя в процессе работы оба устройства точно не будет слышно, однако проектор от компании Optoma настолько тихий, что по одному только звуку даже трудно определить, включен ли он вообще.
Задержка ввода. Специальный режим «Игра» есть только у проектора CinemaX P2, но в конечном счёте с точки зрения задержки оба устройства не в состоянии конкурировать ни со специализированными игровыми проекторами, ни со многими современными телевизорами. Задержка при выводе на экран изображения в 4K/60 Гц в режиме «Игра» у проектора от компании Optoma, почти такая же, как у BenQ при тех же 4K/60 Гц – 69,2 и 69,1 мс, соответственно. Отличия есть только в формате 1080p 60 Гц. В этом случае проектор CinemaX P2 показывает гораздо меньшую задержку ввода, а вот у V7050i этот показатель в таком режиме значительно увеличивается.
Эффект радуги. Как и в любом одночиповом DLP проекторе с цветовым колесом, всегда есть шанс увидеть «эффект радуги». Далеко не для всех этот недостаток является критически значимым, но о его наличии стоить упомянуть.
Оба проектора относительно хорошо справляются с «эффектом радуги». При работе в 2D его вообще почти нет ни во время игр, ни во время просмотра фильмов или ТВ, за единственным исключением – когда белый текст воспроизводится на чёрном фоне, тогда этот артефакт можно заметить, да и то если специально присматриваться. Но это «родовая болезнь» всех одночиповых DLP проекторов, включая трёх лазерные устройства без цветового колеса.
При воспроизведении 3D контента «эффект радуги» тоже хорошо заметен, хотя устройство от BenQ страдает от этого «недуга» больше, чем Optoma.
Сравнение изображений
Сравнение проводилось на 100-дюймовом линзовом UST ALR экране с коэффициентом усиления 0,6. Оба проектора были подключены к HDMI-разветвителю с поддержкой 4K HDR и проецировали изображение рядом друг с другом. Иногда изображение поворачивали по горизонтали, чтобы выявить различия в зеркальных изображениях.
Тестирование проводилось с помощью приставки Xbox Series X (UHD Blu-ray видео и игры), Chromecast Ultra (потоковое вещание в 4K/UHD) и компьютера, подключённого через HDMI (для фото слайд-шоу и тестовых изображений). Телевизионные прямые эфиры (в основном спортивные передачи) транслировались с сервиса YouTube TV. Ни в одном из проекторов в этом обзоре нет ТВ-тюнера, поэтому подключить антенну напрямую нельзя.
Просмотр SDR контента. Для просмотра SDR видео, включая HD Blu-ray, ТВ и потоковое видео, оба проектора были настроены на самые яркие и, насколько возможно, точные цветовые параметры, которые можно достичь без проведения полной калибровки. В основном это сводилось к поиску правильного значения цветовой температуры и настройке гаммы в соответствии с условиями освещения. Для проектора CinemaX P2 наиболее точным является режим «Эталон», но он довольно тусклый. Тем не менее, это единственный режим, который приблизился к почти идеальной нейтральности проектора от BenQ в пользовательском режиме с цветовой температурой «Холодная» (которая составляет 6500К во всех режимах изображения этого устройства).
С точки зрения точности изображения, выводимого на экран, V7050i заметно ярче и лучше справлялся с внешним освещением. Даже в условиях приглушенного света изображение более «живое», контрастность выше благодаря более ярким участкам, и эти участки достигались незначительным повышением уровня чёрного по сравнению с проектором от Optoma. Уровень чёрного на устройстве от BenQ можно регулировать с помощью режимов изображения (для коммерческого кино – это уровень яркости в 48 нитов [кд/м2], т.е. для домашнего кинотеатра лучше выбирать проектор, который поддерживает этот уровень или близкий к нему).
В качестве компромиссного решения на проекторе CinemaX P2 можно настроить более холодную цветовую температуру, которая обеспечит более высокую пиковую яркость. Для этого подходит режим «Кино», но, несмотря на все ухищрения, устройство от компании Optoma в прямом и переносном смысле выглядит бледнее своего конкурента от BenQ. На CinemaX P2 придётся довольно сильно выкрутить настройку оттенков серого цвета, чтобы сравниться с пиковой яркостью точного изображения V7050i.
При просмотре слайд-шоу из фотографий (состоящего из снимков, сделанных на открытом воздухе и обработанных на калиброванном мониторе), цвета на BenQ были точными, а серые цвета – полностью нейтральными. Где нужно, цвета были насыщенными, но без перенасыщения всего изображения. Неоновые надписи в тестовых видеороликах светились, как надо, при этом цвет кожи выглядел естественно. Для сравнения цвета на проекторе CinemaX P2 выглядели точно, но изображение было немного тусклее и немного более плоским. Кроме того, в некоторых насыщенных цветах устройству от Optoma не хватало яркости, что также вывело BenQ в лидеры по общему впечатлению от проецируемой картинки.
Одним словом, пиковые уровни яркости, когда оба проектора были настроены на точное отображение оттенков серого и остальных цветов, стали своеобразным водоразделом между этими устройствами. В основном они заметны в работе проектора от BenQ в виде более ярких областей. В результате изображение выглядело более трёхмерными. Как в ярких, так и в тёмных сценах проектор V7050i обеспечил более высокий воспринимаемый контраст и более живое изображение.
При показе SDR контента основная цель UST проектора – соответствовать тому, что обычно ожидается от телевизора в комнате c опущенными жалюзи или немного приглушённым светом. Это примерно соответствует пиковой яркости в 100 нитов. Что касается цветопередачи, то всё, что требуется от проектора, это охватить гамму Rec.709. Оба проектора с лёгкостью справились с этой задачей, т.е. во время работы эти устройства очень похожи на гигантские телевизоры.
Кроме того, по впечатлениям от просмотра оба проектора также вплотную подошли к обычным телевизорам, даже в дневное время, несмотря на яркое естественное освещение. Конечно, если опустить жалюзи, то уровень чёрного заметно улучшится, но спортивные передачи на любом из проекторов можно смело смотреть и при незанавешенных окнах. По крайней мере в одном эти проекторы выглядят лучше, чем телевизоры, а именно: экран полностью защищён от внешней засветки. Телевизоры при подобном освещении ведут себя как зеркала. Даже OLED-телевизоры в таких условиях могут выдавать тусклую картинку.
При воспроизведении телепередач (обычно они транслируются в форматах 720p или 1080i) оба проектора оказались на высоте: обеспечили точное изображение и даже предложили опции по обработке картинки для повышения разрешения и шумоподавления. Однако производительность устройств немного различается: помимо преимущества BenQ в яркости, встроенная обработка видео (комбинация масштабирования, устранение чересстрочности и шумоподавления) позволила получить телевизионное изображение с чуть большим количеством деталей.
Как уже отмечалось, можно немного уменьшить разрыв в яркости с проектором CinemaX P2 с помощью режимов с более низкой цветовой температурой, например, «Игра» и «Кино». Эти режимы подходят для некоторых видов контента, например, спортивных и новостных передач, видеоигр, но менее приемлемы для телепередач и фильмов, где более важны точные оттенки кожи и яркие цвета.
Оба проектора можно вручную откалибровать так, что они будут выглядеть практически идентично, за исключением вышеупомянутой разницы в пиковой яркости. Поскольку DLP и лазерные источники света очень стабильны, достаточно один раз их откалибровать и можно надолго забыть о повторной процедуре. Однако после стандартной калибровки Rec.709 SDR с цветовой температурой 6500К яркость проектора CinemaX P2 составила около 1300–1400 люмен против 2200–2300 люмен проектора V7050i. Возможность выбрать режим, в котором проектор выдаёт точное изображение в разных условиях освещения, является безусловным преимуществом устройства от компании BenQ.
Просмотр HDR контента.
Большая часть тестов HDR контента была выполнена с помощью тестовых клипов с диска Spears & Munsil UHD HDR Benchmark Ultra HD Blu-ray. Очень удобный способ тестирования, потому что тестовые видеоролики охватывают широкий спектр типов изображений и доступны в различных уровнях пиковой яркости HDR, от 1000 нитов до 4000 нитов и даже до 10000 нитов, а также в Dolby Vision (этот режим не поддерживается проекторами, участвующими в этом обзоре). С помощью этого диска можно лично убедиться, как проекторы справляются с обработкой тонов видео, специально настроенного под различные уровни пиковой яркости.
Перед тестированием настройки режима HDR на обоих проекторах были сброшены на заводские. Затем мы настроили цветовую температуру каждого проектора как можно ближе к 6500К.
И снова изображение от V7050i оказалось более «живым» и примерно на 10–15% более ярким (по показаниям люксметра). Цветопередача также была точнее, чем у CinemaX P2. Контрастность была выше, ощущение глубины больше, а общее впечатление от картинки немного сильнее. После тщательного изучения десятков сцен стало очевидно, что между этими двумя проекторами существуют различия в обработке тонов, и V7050i неизменно демонстрирует немного лучшие результаты.
В одной сцене с зимним озером с диска Spears & Munsil, на изображении от проектора компании Optoma небо имеет пурпурный оттенок; в то же время устройство от BenQ точно отображает его как голубой. Отличия между проекторами хорошо видны в мелких деталях, на которые начинаешь обращать внимание после просмотра множества сцен. Например, при проецировании участков с травой CinemaX P2 переставал отображать текстуру травы и просто показал градиент, в то время как V7050i сохранял текстуру. Деревья на заднем плане были более детализированы у BenQ, листва и отдельные ветви были лучше разграничены, и деревья не сливались с холмом, как это происходило на изображении от Optoma.
Другая сцена – аэрофотосъёмка с яркими жёлтыми закатными облаками на фоне голубого неба и далёкой горной грядой в тени – продемонстрировала превосходную обработку тонов, реализованную в проекторе V7050i. В результате на экране было видно много деталей, благодаря которым облака выглядели расплывчатыми, а не слипшимися, да и хребты гор в тени были более чётко очерчены на картинке от BenQ.
Несмотря на всё разнообразие сцен на диске Spears & Munsil, к сожалению, не нашлось ни одной, на которой проектор от Optoma выглядел бы лучше, чем устройство от BenQ, но были сцены, где оба проектора выглядели почти одинаково. Например, кадры с бабочками выглядели практически идентичными на обоих проекторах. То же самое касается сцены с морем красных тюльпанов и одним жёлтым тюльпаном; в таких случаях было трудно заметить разницу.
Однако гораздо чаще V7050i значительно превосходил CinemaX P2. Например, при отображении кадров аэрофотосъемки ночного центра Лос-Анджелеса. В целом, сцены выглядели похоже, но при детальном рассмотрении заметны несколько различий. У BenQ немного больше яркости в отдельных областях, а уличные фонари гораздо ближе к точному золотистому оттенку по сравнению с оранжевым на Optoma. Кроме того, несколько вывесок и неоновых ламп проектор V7050i отобразил ярким пурпурным цветом, который более точно соответствует источнику, чем более приглушённые фиолетовые оттенки CinemaX P2. Это было подтверждено при просмотре того же ролика на DCI-P3 мониторе с поддержкой HDR.
Оба проектора примерно равны по уровню чёрного. Но есть и различия, на которые стоит обратить внимание. Одно из самых интересных сравнений касалось демо ролика со звёздным небом с диска Spears & Munsil. При наличии в комнате естественного освещения оказалось, что проектор от Optoma превосходит BenQ – звёзды выглядели более яркими и чёткими.
Но самое интересное начинается, если приглушить свет. Становится ясно, что V7050i модулирует световой поток для создания более глубокого чёрного цвета, но при этом жертвует яркостью звёзд, по крайней мере, на первых порах, пока звезды маленькие и не слишком многочисленные. По мере появления на экране более заметных звёзд, проектор от BenQ увеличивает мощность источника света, но уровень чёрного не повышается. Таким образом, вариант компании Optoma лучше подходит использования в дневное время, а BenQ лучше работает в затемнённом помещении.
HDR контент с пиковой яркостью в 1000 нитов с диска Spears & Munsil превосходно смотрелся на проекторе от BenQ и очень хорошо на Optoma. Неудивительно, что воспроизведение демонстрационных клипов с яркостью 4000 нитов далось проекторам гораздо тяжелее, и оба устройства столкнулись с некоторыми трудностями при обработке тонов. При подаче видео с яркостью 4000 нитов во многих сценах на обоих проекторах появилось мерцание, и всё же на проекторе от BenQ его было немного меньше. То же самое относится и к HDR видео с яркостью 10 000 нитов; конечно, ни один из проекторов не смог воспроизвести его идеально, у обоих появилось мерцание, в результате которого итоговое изображение смотрелось хуже, чем при просмотре того же контента в SDR качестве. К счастью для этих и большинства других HDR-проекторов, на рынке не так уж и много контента с пиковыми значениями в 10 000 нитов, кроме тестовых материалов.
Просмотр контента в формате HLG HDR также по-разному отображается выбранными проекторами. Возможно, это также наименее значимая разница, т.к. контента в этом формате не так уж и много. Тем не менее, BenQ намного лучше справился с обработкой тонов в формате HLG, чем Optoma, хотя, стоит отметить, что у Optoma были одни из самых точных цветов. Если не сравнивать их между собой, то оба проектора отлично справились с HLG. Но ночная съемка Лос-Анджелеса от Spears & Munsil показала, что у проектора от BenQ лучше контраст и само изображение выглядит почти как OLED (SDR OLED, во всяком случае), когда свет приглушён.
Проекторы, представленные в этом обзоре, одинаково хорошо справляются с передачей движения. Тестовый ролик Stock Ticker из HDR Benchmark содержит текст, линии и фотографии, которые прокручиваются горизонтально и с различной скоростью. При обработке движения производительность проекторов одинаковая.
Просмотр 3D контента.
Приятно радует и 3D производительность обоих проекторов, хотя не всё так гладко, как хотелось бы. Как и в режимах без 3D, проектор от BenQ был более точным в цветопередаче, с заметно нейтральными серыми тонами. Его изображение также было чуть ярче, даже в режиме 3D. Но зато устройство от компании Optoma в режиме 3D оказалось менее подвержено эффекту радуги. При этом именно в 3D режиме эффект радуги на изображении от проектора BenQ заметен невооружённым глазом.
Для тестового просмотра был выбран фильм «Город грехов 2», в котором формат 3D используется для создания визуально насыщенных художественных сцен. Большая часть декораций чёрно-белые и высококонтрастные, что сразу предъявляет высокие требования к точности цветопередачи для отображения нейтральных серых цветов. Кроме того, именно такой контент чаще всего приводит к появлению эффекта радуги.
И CinemaX P2, и V7050i отображают 3D сцены с большой глубиной, большим количеством деталей и плавным движением. Обоим хватает яркости, чтобы просмотр 3D фильма в тёмной комнате оставил самые приятные впечатления. Но если придираться, то качество 3D картинки от проектора BenQ всё- таки лучше. При этом важно учитывать, что небольшое преимущество в производительности компенсируется более высокой вероятностью появления эффекта радуги, поэтому зрителям, которые чувствительны к этому артефакту, придётся выбирать – либо смириться, либо смотреть меньше 3D контента, либо искать другой проектор.
Заключение
По сути, сравнение двух проекторов состоит в описании их особенностей, которые бросаются в глаза. И одной из таких особенностей для проекторов компаний Optoma и BenQ стало уверенное превосходство V7050i над CinemaX P2 в значимых областях, например, в точности цветопередачи, воспринимаемой контрастности и общей яркости. В проекторе от компании Optoma не нашлось ни одного режима, который с настройками «по умолчанию» мог бы сравниться с устройством от BenQ в пользовательском режиме с цветовой температурой, установленной на «Холодная».
Рыночная доля лазерных 4K UST проекторов продолжает активно расти, а это подстёгивает конкуренцию. В пользу компании BenQ говорит то, что её первое предложение на рынке UST устройств – одно из самых новых и было разработано с учётом опыта практически всех конкурентов в этой ценовой категории. В то же время компания Optoma была одним из первых брендов, вышедших на рынок лазерных ТВ-проекторов с первой версией CinemaX P1 осенью 2019 года, а проектор второго поколения P2, анонсированный в сентябре 2020 года, находится в продаже целый год.
Но, пожалуй, самый важный вывод из этого сравнения заключается в том, что количество ANSI люмен нельзя считать универсальным показателем привлекательности проектора. BenQ V7050i с яркостью 2500 люмен в реальных сценариях почти всегда оказывается ярче Optoma CinemaX P2 с яркостью 3000 люмен, которые на деле можно увидеть, только если включить проектор в самом ярком режиме с заводскими настройками цветовой температуры. Справедливости ради следует отметить, что нет ничего необычного в том, что проектор показывает максимальную яркость только при смещении цветовой палитры в сторону синего или зелёного цвета. Эта особенность встречается в большинстве проекторов, а в некоторых из них этот режим можно использовать в условиях высокой освещенности, когда основные требования смещаются в сторону блокировки внешней засветки, а мелкие огрехи изображения не так критичны. Но немногие проекторы достигают яркости, близкой к номинальной, при стандартной цветопередаче, а BenQ V7050i справляется с этой задачей на ура.
У Optoma CinemaX P2 есть свои достоинства и преимущества: у него лучше звук, его можно повесить вверх ногами, у него три входа HDMI вместо двух у BenQ, пульт ДУ с подсветкой, в него встроена поддержка сервиса автоматизации IFTTT, и он стоит немного дешевле.
Однако после тщательного изучения обеих моделей можно уверенно сказать, что в этом сравнении безоговорочным победителем стал лазерный 4K UST проектор BenQ V7050i.
Технические характеристики
Показатели яркости взяты из обзоров сайта ProjectorCentral: Optoma CinemaX P2 и BenQ V7050i. Все измерения проводились на заводских настройках. Детальные показатели равномерности засветки, задержки входа и уровня шума при работе можно найти в разделе "Measurements" оригинального обзора.
Светоотдача Optoma CinemaX P2
Светоотдача BenQ V7050i
Подключения Optoma CinemaX P2
Подключения BenQ V7050i
UST ALR экраны для проекторов Optoma CinemaX P2 и BenQ V7050i :